Статьи

Клод Моне в ландшафтном дизайне

Когда в 1883 году Моне поселился в Живерни, ему было сорок три года.
Это место стало для него студией, живой палитрой, райским уголком, где гармонично слились две его страсти — живопись и садоводство. Увлечение цветоводством началось задолго до этого, еще в 1872 году. Это было время, когда Франция переживала «садовую эпидемию»: копаться в земле, выращивать цветы, фрукты и даже овощи стало престижным и почетным занятием. Профессии садовника и ландшафтного архитектора были невероятно популярными и весьма уважаемыми в обществе, издавались десятки журналов по цветоводству, в страну завозились редкие растения.


Свой первый сад в Живерни, названный Нормандским («Clos Normand»), Клод Моне планировал сам, сам подбирал растения. Современники называли сады Живерни главным шедевром художника. Моне любил говорить о себе: «Я не гожусь ни на что, кроме живописи и садоводства».
Сад был хорош в любое время года, в любую погоду. В нем постоянно что-нибудь цвело, причем редкие экзотические растения соседствовали с самыми простецкими космеями, колокольчиками, маками и бархатцами. А огород украшали миксбордеры из полевых цветов. Заросли пионов, пышные рододендроны, перголы, увитые клематисами, бледно-сиреневыми глициниями и плетистыми розами — все это разноцветье выплескивалось на полотно художника, вибрирующие краски навек сохраняли мгновенную игру солнечных бликов на лепестках и листьях, неуловимые изменения света и цвета…


Ранней весной земля под кронами цветущих деревьев покрывалась подснежниками и нарциссами, потом на трех огромных клумбах перед домом на фоне лилового алиссума и маргариток появлялись сотни тюльпанов. Вдоль дорожек тянулись широченные бордюры из ирисов. Моне писал своему другу художнику Кайботту: «Ты непременно должен приехать ко мне завтра, ирисы будут в полном цвету. Через день-два будет уже не то». Именно ирисы стали «героями» нескольких знаменитых полотен Клода Моне, украшающих музеи и частные собрания Европы и США. На смену тюльпанам на парадных клумбах приходила ярко-красная герань.


В разгар лета обитателей дома и многочисленных гостей радовали дельфиниумы, люпины, лилии, гладиолусы, душистый горошек и, конечно, розы. Кусты чайно-гибридных роз великолепными букетами поднимались над душистым ковром розовых гвоздик, фасад дома почти скрывался за белыми и розовыми цветками плетистых роз.
У Клода Моне был и еще один любимый цветок, запечатленный на многих картинах, — настурция. Ярко-зеленые плети, украшенные оранжевыми и желтыми «колпачками», свободно тянулись навстречу друг другу с двух сторон широкой гравиевой дорожки, делая ее практически непроходимой.
В сентябре сад расцвечивался георгинами, японскими анемонами, декоративными подсолнухами и сотнями самых разных астр. В теплицах размещалась великолепная коллекция орхидей, выращивались вьющиеся бегонии и экзотические папоротники.


Через десять лет, в 1893 году, Моне купил еще один участок земли, отделенный от сада железной дорогой и улицей, которая теперь носит имя художника. На новом участке были вырыты пруды и создан «водяной сад в японском стиле».
Оба сада соединили между собой подземным переходом.
Берега прудов засадили плакучими ивами, рододендронами, гортензиями, бамбуком и несметным количеством роз.
В 1895 году был построен японский мостик, ставший позднее знаменитым благодаря картинам Моне.
Живописец проводил много времени в своем «водяном» саду, размышляя, наблюдая за игрой света и воды. «Я пытаюсь сделать невозможное, — писал он.
— Красивое зрелище — водоросли, колыхающиеся под поверхностью воды, но пытаться нарисовать их — безумие! Однако именно это мне и хочется сделать».
В результате этих наблюдений и размышлений появилось несколько полотен с изображением японского мостика, увитого цветущими лианами, и, конечно, знаменитейшая серия картин с водяными лилиями.


В возрасте восьмидесяти шести лет 5 декабря 1926 года Моне ушел из жизни, пережив двух жен, старшего сына Жана и всех своих коллег-импрессионистов. Пока была жива Бланш — вдова Жана Моне, дом и сады содержались в порядке. После ее смерти младший сын художника Мишель оставил Живерни на попечение садовников и других посторонних людей, и все постепенно стало приходить в упадок: дома разрушались, картины распродавались, за садами никто не ухаживал. После смерти Мишеля Моне в 1966 году, по его завещанию, дом и сады Живерни перешли в ведение Академии изящных искусств Франции.


С 1977 года началось возрождение Живерни: были восстановлены и открыты для публики жилой дом и студии художника. Специалисты тщательно и кропотливо воссоздали оба сада, населив их теми же растениями, что росли там при жизни Моне. Был создан Международный фонд Клода Моне, поддержку которому оказывали и по сей день оказывают более восьмидесяти организаций и частных лиц – истинных почитателей таланта великого живописца.
Ежедневно огромные группы туристов гуляют по прямым дорожкам Нормандского сада и извилистым тропинкам Японского, заполняют небольшие жилые комнаты главного «розового» дома с зелеными ставнями. Можно принять участие в общей экскурсии, знакомящей с творчеством художника и его жизнью в этом райском уголке, а можно выбрать «ботанический» вариант, и тогда опытный гид проведет вас по самым отдаленным тропинкам обоих садов, расскажет об истории их создания и восстановления, ответит на любой вопрос о любом растении.
Недаром сейчас Живерни называют одним из самых популярных музеев Франции вне Парижа.

Похожие статьи

Животные сада

admin

Дарить настроение поможет служба доставки цветов

admin

Природа Тибета

admin

Оставить комментарий